Характеристика психологического развития ребенка по возрастам

Главная > Беременность и дети > Ещё о детях > Этапы и характеристика психологического развития ребенка с рождения до 18 лет

Оценка статьи:

0 / 5. 0

На чтение: 6 мин.

Поделиться:

Содержание:

Родителям, имеющим детей в возрасте с рождения до семилетия, следует понимать, что такое характеристика психологического развития ребёнка по возрастам. Важно знать особенности становления характера чада и исходя из этого использовать те или иные методы воспитания.

На протяжении взросления ребёнка развиваются его познавательные способности. В определенный этап жизни закладываются особенности личности, нравственная и моральная позиция. Для здоровой и гармоничной жизни необходимо создать наилучшие условия для развития ребёнка.

Взросление и становление личности дошкольников разделяют на несколько этапов. Одни психологи выделяют 2 стадии, другие 3. Остановимся на 2-х основных этапах психологического развития ребёнка.

Ранний возраст с рождения до 3 лет

Ранний возраст с рождения до 3 лет

Когда ребёнок рождается, то неосознанно переживает небольшой кризис, отделяясь от материнской утробы. Он попадает в иные условия жизни, с другим окружением и типом питания. С заботой мамы у малыша начинает формироваться представление о мире и людях.

Первый месяц — самый ответственный, как для родителей, так и для самого ребёнка. К этому времени малыш уже может фиксировать внешние раздражители и по-своему реагировать на них. Простыми словами, когда мама гладит сына или дочь по голове, ребёнок поворачивается в ее сторону, может схватить за палец и даже улыбнуться. До 6 месяцев дети учатся распознавать запахи и вкус, с опорой или без поддержки сидеть и самостоятельно брать в руки предметы и игрушки.

Ребёнок развивается очень быстро, особенно в первый год. Ближе к 1-му году жизни уже умеет выполнять базовые задания. Может передвигаться, говорить отдельные звуки и выражать эмоции. В этот период у малыша складывается первичное понимание того, что хорошо, а что плохо, что можно, а что — нельзя.

К 3-м годам наступает новый кризисный момент, когда формируется собственное мнение. Ребёнок познает такие чувства, как негатив, бунт, упрямство, обесценивание. Дети умеют ходить сами, без помощи взрослых, прыгать, бегать и подниматься вверх по лестнице. Развиваются и творческие навыки, такие как рисование и складывание предметов по шаблону.

Дошкольный возраст с 3 до 7 лет

Дошкольный возраст с 3 до 7 лет открывает перед ребёнком мир отношений и различных видов деятельности. В это время у детей активно формируются моторные навыки. Подбросить мяч вверх, самостоятельно одеться, нарисовать очертание животного или человека не составляет труда. К 5-ти летнему возрасту умения совершенствуются и закрепляются. Дети проявляют самостоятельность, психологические функции активно развиваются.

Произвольная память в этот период развития укрепляется. Эпизодами проявляется сознательное запоминание. Более сложные вещи дети могут запомнить в игровой форме. Появляется способность рассуждать и выражать свои мысли.

К 6-7 годам нормально развивающийся ребёнок владеет как минимум 3000 слов. Это дает возможность приступить к изучению письма и чтения. А вместе с этим и навык пересказать услышанное или увиденное.

Период с рождения до 7 лет особо важный для ребёнка. В силах родителей создать благоприятные условия для его развития.

Подростковый возраст с 11 до 18 лет

Одним из ключевых моментов этого периода является:

  • Физическое развитие: рост ускоряется, и это отражается на внешнем облике. У девочек начинается половое созревание, а юноши становятся более мужественными.
  • Интеллектуальное развитие: появляется интерес к теориям, концепциям, логическому мышлению. Большое значение приобретает обучение.
  • Социальные взаимоотношения: подростки ощущают необходимость в общении со сверстниками, формируют новые дружеские и романтические связи.

Осенью нового этапа жизни подросток сталкивается с множеством вызовов и изменений:

  1. Поиск идентичности: молодёжь старается понять, кто они, какие у них ценности и убеждения, что для них важно. Такое самоопределение сопровождается экспериментами с внешним видом и стилем общения.
  2. Переход к самостоятельности: появляется желание быть более независимым, принимать собственные решения и нести за них ответственность. Этому способствует обучение в старших классах и первые попытки подработки.
  3. Эмоциональная нестабильность: вследствие гормональных изменений чувствительность возрастает. Подростки могут испытывать радикальные изменения настроения, что влияет на взаимоотношения с родителями и друзьями.

В этом возрасте важна поддержка взрослых:

  • Понимание и терпение: создание атмосферы доверия и уважения.
  • Поддержка в образовании: помощь в подготовке к экзаменам, совместное обсуждение интересующих вопросов.
  • Совместные мероприятия: находить общие интересы и развиваться вместе.

Таким образом, возраст от 11 до 18 лет является одним из самых значимых периодов в жизни каждого человека. Он предполагает множество изменений, но с правильной поддержкой и наставничеством можно помочь молодёжи успешно преодолеть этот этап и стать сильными и уверенными в себе личностями.

Видео по теме:

Вопрос-ответ:

Как изменяется эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве и чем можно помочь?

Эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве проходит через несколько ключевых этапов. В первые месяцы жизни дети начинают распознавать основные эмоции, такие как радость и печаль. По мере взросления, они учатся выражать свои эмоции более разнообразно и адекватно. Чтобы помочь ребенку, важно создавать атмосферу любви и поддержки. Ребенку необходимо чувствовать, что его эмоции важны и принимаются. Это можно делать через активное слушание, демонстрацию собственных эмоций и обсуждение различных эмоциональных состояний в подходящей форме.

Как развивается когнитивная сфера ребенка в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте (3-6 лет) когнитивное развитие ребенка характеризуется быстрым расширением словарного запаса, развитием логического мышления и способности к абстракции. У детей начинает формироваться способность к ролевым играм и воображаемым сценариям, что способствует развитию творческого мышления. Важно поощрять интерес к познанию окружающего мира через чтение книг, игры, которые требуют решения задач, и активное вовлечение ребенка в повседневные процедуры, такие как приготовление пищи и уборка.

Какие особенности психомоторного развития детей школьного возраста?

В школьном возрасте (7-12 лет) психомоторное развитие ребенка включает улучшение координации движений, развитие крупной и мелкой моторики и повышение выносливости. Дети в этом возрасте становятся более уверенными в своих физических возможностях. Чтобы поддержать это развитие, рекомендуется поощрять участие ребенка в спортивных и активных играх, предоставлять возможности для разнообразной физической активности и обучения новым двигательным навыкам, как например, плаванье, танцы или езда на велосипеде.

Какой вклад вносит социальное окружение в развитие ребенка младшего школьного возраста?

Социальное окружение играет важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста (6-10 лет). В этот период дети учатся сотрудничать, делиться, соблюдать правила и понимать чувства других людей. Наиболее значимы здесь отношения с родителями, сверстниками и учителями. Занятия в школе, участие в кружках и спортивных командах помогают формировать навыки командной работы и социального взаимодействия. Важно поощрять ребенка в социальных взаимодействиях, предоставлять возможности для общения с разными людьми и позитивно реагировать на его успехи.

Что делать, если ребенок подросток проявляет агрессивное поведение?

Агрессивное поведение подростка может быть вызвано различными факторами, включая стресс, проблемы в семье или школе, трудности в общении со сверстниками или изменения в гормональном фоне. Чтобы справиться с этим, важно установить открытое и доверительное общение с подростком. Постарайтесь узнать, что вызывает его агрессию, и предложите поддержку. Иногда может потребоваться консультация психолога, чтобы обеспечить квалифицированную помощь. Важно также научить подростка альтернативным способам выражения эмоций и управления стрессом, таким как спорт, творчество или медитация.

Оставить комментарий